Беломорско-Балтийский канал

Мы предлагаем вам совершить познавательную поездку на Беломорско-Балтийский канал, или ББК. Это историко-культурный комплекс и в то же время действующая система гидротехнических сооружений, которая сегодня углубляется и расширяется, а деревянные сооружения заменяются железобетонными.

Беломорканал соединяет Белое море и Онежское озеро, из которого есть выход в Балтийское море и на Волго-Балтийский водный путь. Беря свой начало неподалеку от города Повенец, он проходит через Пудожский, Беломорский и Сегежский районы Карелии. Одно из самых крутых мест канала – «повенчанская лестница»: судам приходится подниматься вверх по воде на 70 м.

Канал был построен за рекордно короткий срок – для возведения громадины потребовалось менее двух лет. ББК стал гордостью первой пятилетки, однако в число великих строек коммунизма не вошел.

Необходимость создания водного пути из центра России на север возникла еще в XIX в. Идею рассматривала Государственная Дума, однако решение о начале сверхударной стройки было принято лишь 18 февраля 1931 г.

Это грандиозное сооружение общей протяженностью 227 км, состоящее из 100 сложнейших гидротехнических объектов, стало территорией рабского труда «каналоармейцев». Более чем из ста тысяч заключенных, участвовавших в строительстве канала, десятая часть погибла и здесь же была захоронена.

Рукотворными стали 48 км водного пути. Система включает 19 шлюзов, 51 дамбу, 15 плотин, 12 водоспусков. Средняя глубина Беломорканала не превышает 5 метров (кстати, до середины прошлого века по нему не ходили суда из-за недостаточной глубины). Построен он был с минимальным использованием цемента и металла, в основном использовали камень, дерево, песок. Заключенные прокладывали водный путь через топкие болота, дремучие леса, гранитные кряжи, порожистые руки вручную – из строительных приспособлений у них были лишь кувалды, зубила, топоры и лопаты.

Во время Второй Мировой войны вражеская авиация настойчиво бомбила канал, а после захвата южной части пути была взорвана плотина Волоозерского водохранилища. Это обернулась тысячами кубометров воды, хлынувшей в сторону Онеги и разрушившей все преграды на своем пути. Несмотря на серьезные разрушения, канал был восстановлен и подготовлен к навигации уже в 1946 г. Кроме того, дополнительно было возведены 40 крупных гидросооружений, улучшивших работу ББК.

Современный Беломорско-Балтийский канал – это водная артерия, по которой курсируют крупнотоннажные суда, перевозящие руду, лес, минеральные удобрения.

Экскурсия, организованная нами на Беломорканал, – это возможность прикоснуться к прошлому. Мы должны его знать, хорошее оно или плохое, ведь без прошлого не может быть никакого будущего.

Рыбалка в Карелии - редакция сайта
Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Рыбалка в Карелии
Logo